тел./факс 8(86142) 4-22-66
График работы: Ежедневно с 8:00 до 20:00
тел./факс 8(86142) 4-22-66
График работы: Ежедневно с 8:00 до 20:00
Какими бы опытными педагогами мы не были, нам всегда приходится искать и думать, как сделать свои занятия интересными.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольников, я применяю в своей практике и широко использую различные формы нетрадиционного обучения.
Нестандартное занятие необычно по замыслу, организации и методике проведения, т.е. это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Особенность нестандартных занятий заключаются в стремлении педагога разнообразить жизнь малышей: вызвать интерес к познавательному общению и к занятиям.
При проведении таких занятий , несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные задачи. Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по теме, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
В своей практике я использую различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми, а так же коллективными и самостоятельными творческими делами. Чаще всего при организации и проведения занятий использую интегрированные формы. Когда в занятии переплетаются игровые и сказочные сюжеты, с изучением окружающего мира, изучением звуков и букв нашего языка, Все это делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным. Дети на таких занятиях всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.
фотографии
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Например, изучая число 6, инсценируем сказку «Теремок», в которой участвует 6 героев, изучая число 4 - обыгрываем сказку «Колобок», изучая число 3, вспоминаем и рассказываем сказку «3 медведя»)
Люблю проводить Занятия, опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие – путешествие, занятие – экскурсия включают игровые и воображаемые ситуации, осмотр достопримечательностей, например, нашего города, путешествие в сказочный город Цифроград, или в страну Геометрию, где все предметы напоминают цифры и имеют формы геометрических фигур, если как следует пофантазировать.
А вот Занятия поискового характера (поиск истины) включают игры-сомнения, требующие исследовательской деятельности. Например, на основе занятия – сказки про Мягкий знак у нас разворачивается целое расследование, где дети рассуждают и узнают для чего в нашем языке нужна беззвучная буква и на основе своих же рассуждений сами делают вывод.
Обсуждаем вместе почему Ь и Ъ с буквой Ы не бывают большими, заглавными; исследуя звуки е ё ю я рассуждаем почему их можно назвать двух звучными, а ь и ъ – беззвучными.
А вот, к примеру как объяснить ошибки в букваре, изучая ъ. Дети уже к тому времени четко знают, что гласные живут в красных окошках, а согласные – в синих. Мы начинаем рассуждать в чем заключается ошибка и кто тут виноват. Это хорошо, что в «Малышке» живет Незнайка, на которого можно списать ошибки, допущенные взрослыми тетями и дядями, который забрался в букварь и неправильно раскрасил домик для буквы, потому что не внимателен на занятиях. В общем и целом любой звуковой анализ требует исследовательской формы занятия.
Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, эстафета, викторина.
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
Провожу викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда? Такие занятия включают загадки, ребусы, шарады.
Соперничество участников является одним из главных видов речевого взаимодействия, т.к. дети часто соревнуются в том, кто и что лучше знает, кто как отвечает и участвует.
Нестандартную форму занятия по взаимообучению Чаще всего использую на уроках письма, когда дети взаимодействуют в паре, меняясь прописями, проверяют друг друга, анализируют выполненное задание, исполняя роль учителя. Парное взаимообучение позволяет учащимся выступать в качестве помощников педагога при проверке знаний и умений своих товарищей.
В этом учебном году я в качестве эксперимента попробовала использовать на занятиях довольно сложные прописи по математике и письму и не пожалела об этом хотя сомнений было много. По этим тетрадям готовят детей в школах. Заниматься правописанием в дошкольном возрасте сложнее всего. Требуется от детей большая сосредоточенность и усидчивость. В 5-6-летнем возрасте ее так не хватает. А взаимопроверки дают возможность переключиться, оживляют, вносят разнообразие в урок и в то же время дают познавательный эффект.
Занятие - ПРАЗДНИК всегда требует подготовки. Заранее учащиеся учат стихи, песни, готовятся инсценировки, конкурсы, шутки, загадки и т.д. На таком занятии возможно использование и внепрограммного материала
В основном праздник обобщает какую либо большую тему. Например «Праздник Первого десятка», «Праздник Букваря»(завершает изучение букв), праздник для мам, выпускной праздник.
Нестандартные занятия – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, открывают простор для творчества, способствуют лучшему усвоению программного материала, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Очень важным условием для проведения таких уроков является благоприятный психологический климат, доброжелательное отношение педагога к своим ученикам. Тогда у них появляется уверенность в своих силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.
Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогают мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас, осуществлять коррекцию нежелательного поведения, формировать нравственные ценности и необходимые компетенции. А главное, ребята с удовольствием ждут таких занятий.